Что такое агрессия?
Американские психологи Арнольд Басс и Энн Дарки провели серию исследований, посвященных агрессии в разных ее проявлениях. В результате они предложили один из самых известных тестов исследования агрессии («Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки») и классификацию видов агрессивных реакций:
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия — воздействие окольным путем в замаскированной форме, направленное на другое лицо или социальные нормы и установки.
- Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Чувство вины — отрицательно окрашенное субъективное отношение человека к совершённому им поступку.
При взаимодействии со всеми этими видами реакций важно понимать, что это именно агрессия, и применять соответствующие коммуникативные приемы, которые мы разберем чуть позже.
Определение агрессии
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Выделяются следующие виды агрессии:
- физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;
- вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссору, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угрозу, проклятия, ругань);
- прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
- косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
- инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой- либо цели;
- враждебная агрессия — выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;
- аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
- альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий.
Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.
Особый пациент
Врачу приходится нередко иметь дело с пациентами, проявляющими те или иные агрессивные реакции. Агрессивность встречается среди самых разных групп людей. Однако пациенты с алкогольной зависимостью страдают ею особенно сильно. Именно поэтому контактировать с ними одинаково нелегко как родственникам, окружающим их в обычной жизни, так и врачам, когда больные попадают к ним на лечение.
Почему так сильна агрессия именно среди больных алкоголизмом? Факторов много, наиболее важными представляются следующие:
1. Физиологическая провокация агрессии воздействием алкоголя на мозг и внутренние органы.
Об этом факторе говорят многочисленные исследования. Перечислим несколько примеров:
- Агрессия при длительном употреблении алкоголя связана со снижением процессов торможения, высвобождением насильственных импульсов, нарушением деятельности нейротрансмиттеров, дисфункцией височной доли (Яковлев A. M. Борьба с рецидивной преступностью. — М.: Наука, 1964. — 223 с.).
- Отмечено возрастание агрессивности больных алкоголизмом в зависимости от дозы спиртного: агрессивность усиливалась уже при минимальных концентрациях алкоголя в крови, еще не приводящих к опьянению (Cherek D. R., Spiga R., Egli M. Effects of response requirement and alcohol on human aggressive responding // J. Exp. Anal. Behav. — 1992. — Vol. 58, № 3. — P. 577–587).
- По поводу минимальных доз есть разные данные — например, в исследовании Свана показано, что незначительные дозы сдерживают агрессию, в то время как большие дозы способствуют ее проявлению (Swan N. New imaging technology confirms earlier PET scan evidence: Methamphetamine abuse linked to human brain damage // NIDA Notes. — 2003. — Vol. 18, № 2. — P. 6–7).
2. Влияние жизненной ситуации, которая либо стала причиной проявления алкоголизма, либо появилась вследствие него, однако и в том и в другом случае вызвала реакцию агрессии.
- Например, аффективно-динамическая модель связывает агрессию с реакцией на кризисную ситуацию, развивающуюся вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей (Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Речь, 2007. — 479 с.).
3. Агрессия как реакция пациентов на попытки работать с их зависимостью. Агрессивная реакция в принципе свойственна людям в ситуации, когда затрагивают их зависимости («вредные привычки»), и больные алкоголизмом в этом смысле не исключение.
Конструктивное общение с пациентами, проявляющими агрессию, необходимо выстраивать тщательно, основываясь на определенных психологических методах.
Что делать?
Начнем с того, чего делать нельзя, так как это усиливает агрессию.
Нельзя:
- Оправдываться.
«Да я не хотела, чтобы так получилось, я хотела помочь».
Оправдание — всегда детская позиция. Безответственная и беспомощная. А значит, пациент остается один на один со своей агрессией и ее причинами. Ответственность за всю ситуацию тоже скапливается у него. Он обязательно начнет сопротивляться, и агрессия усилится.
- Быть равнодушным.
«Да-да…», «продолжайте».
У любого человека ощущение, что его не услышали, а эмоции не поняли, усиливает либо вызывает агрессию.
- Иронизировать по поводу пациента, и особенно его слабостей.
«Ну вам, конечно, виднее, что такое здоровый образ жизни».
Ирония, может, и кажется безобидной, на самом деле это форма проявления агрессии. Причем форма, не дающая возможности ответить как на агрессию. Получается, что человек просто шуток не понимает. И пациент оказывается в ловушке. Наиболее вероятная реакция — усиление агрессии.
- Поучать и увещевать, советовать, как поступать, читать нравоучения.
«Вам следовало бы хорошо подумать, прежде чем нарушать режим».
Даже самые мягкие и с виду доброжелательные нравоучения — проявление родительской (опекающей) позиции. Агрессия также была проявлена с родительской позиции. Возникает уже знакомое нам пересечение транзакций, вызывающее конфликт и усиление агрессии.
- Нападать в ответ.
«Да вы соображаете, что делаете?!»
Это также ответ с родительской (критической) позиции и тоже приводит к конфликту, причем более сильному.
Что можно и нужно делать?
- Найти и подчеркнуть что-то общее с пациентом. Как минимум, у вас есть общая цель — его выздоровление, а возможно, вы найдете общие мнения по поводу чего-то еще.
- Подчеркнуть значимость пациента в ваших глазах, его мнения, чувств.
- Сказать о своих чувствах и чувствах собеседника.
- Проявить интерес к проблемам пациента.
- Предоставить пациенту возможность выговориться.
- Предложить конкретный выход из сложившейся ситуации.
- Обратиться к фактам.
- Держать спокойный, уверенный темп речи.
Форма реагирования
Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта.
Агрессивные действия выступают в качестве:
- средства достижения какой-либо значимой цели;
- способа психологической разрядки;
- способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористский.
Источник: Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь, 2008.
Техники снижения агрессии
Давайте разберем подробнее четыре техники снижения агрессии собеседника.
Техника подчеркивания общности.
Правила:
- Выявляемые черты должны быть скорее приятны собеседнику, чем неприятны, и восприниматься как достоинства.
- Эти общие черты должны относиться к экспертной зоне человека.
Примеры:
- Мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации.
- Для меня, так же как и для вас, важно, чтобы вы почувствовали себя лучше.
Техника подчеркивания значимости собеседника, его мнения.
Правила:
- Конкретность, обусловленность фактами.
- Искренность.
Примеры:
- Ваше описание беспокоящих симптомов очень четкое и помогает определить лечение.
- Ваше предложение представляется мне очень ценным.
- Спасибо, что вы открыто сказали мне о том, что вам не нравится. Это позволит нам найти лучшее решение.
Техника вербализации своих чувств.
Примеры:
- Я удивлен.
- Я огорчен.
- Меня задевает.
- Меня тревожит.
- Мне неприятно.
Техника вербализации чувств собеседника.
Правила:
- Вербализация чувств, особенно негативных, должна быть в уважительной формулировке:
- Нельзя говорить «вы злитесь», «вы нервничаете», «вы не понимаете».
- Можно говорить «вы сердитесь», «вас беспокоит», «вы удивлены».
Примеры:
- То есть вы чувствуете негодование, когда вспоминаете об этом.
- Если я вас правильно понял, вас расстроило поведение моего коллеги в этой ситуации.
- Я согласен, что это вызывает дискомфорт.
- Да, конечно, это очень огорчительно.
- Насколько я вас понял, вас больше всего беспокоит необходимость соблюдать непривычную диету.
Представленные приемы требуют небольшой тренировки, после чего их можно применять даже в ситуации с самым разгоряченным собеседником.
Сила паузы
Помните о паузе — так же как и в противостоянии манипуляции, она очень важна. Потому что агрессивные слова пациента задевают и провоцируют ответить резко, или промолчать, или даже оправдаться. А все это, как мы разобрали выше, только усиливает агрессию собеседника. Пауза помогает нам прекратить спонтанную неконструктивную реакцию и выбрать нужную конструктивную технику.
Уважаемые читатели, желаем вам успеха и, как всегда, ждем интересных ситуаций и вопросов.