Я строю храм
Помните старинную притчу?
Однажды путник встретил измученного мужчину, который нес тяжелый камень. «Что ты делаешь?» — спросил его путник. «Ты что, не видишь? — раздраженно бросил тот. — Таскаю камни». Путник пошел дальше и вскоре встретил второго человека, несшего такой же камень. Ему он тоже задал свой вопрос: «Что ты делаешь?» Тот спокойно сказал, что работает, зарабатывает деньги. Путник продолжил свой путь. И встретил третьего человека, удивившего его тем, что свой камень — такой же большой, как у других, — он нес легко, а лицо его было радостно. И в третий раз путник задал свой вопрос: «Что ты делаешь?» — «Я строю храм!» — вдохновенно произнес тот.
Какая цель у нас в сознании, когда мы носим свои камни? На что мы настроены? Этот вопрос совсем не абстрактно-гуманистический, а совершенно конкретный. Ответ на него будет означать, какие психологические и нейропсихологические механизмы задействованы в реализации нашей деятельности, что, в свою очередь, объясняет то, почему иногда мы полностью выматываемся от несложного действия, а иногда способны совершить трудовой подвиг и остаться полными сил.
Как мы сами видим и осознаём свои цели? Давайте структурируем возможные представления о целях и о проблемах с их достижением с помощью пирамиды логических уровней, предлагаемой концепцией Грегори Роберта Дилтса.
Далее в статье:
- Уровень окружения.
- Уровень поведения.
- Уровень способностей.
- Уровень ценностей и убеждений.
- Уровень идентичности.
- Уровень миссии.
Что в это время происходит в мозге?
Рис. 1. Уровни построения движения по Н. А. Бернштейну
- Уровень A.
- Уровень B.
- Уровень C.
- Уровень D.
- Уровень E.
Сделаем выводы
Уровень постановки задач