автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

При проведении первичного опроса пациента диетологу важно определить достоверность информации, узнать как можно больше о пациенте, чтобы верно назначить диетотерапию.


«Закрытый рукой рот означает, что собеседник лжет».

«Скрещенные руки — это закрытая поза, значит, собеседник напряжен и не говорит всего».

«Он не смотрит в глаза, значит, не доверяет».

Так ли это? Можно ли доверять внешним проявлениям? И что даст диетологу понимание состояния, настроения и намерений пациента?

Начнем с главного — зачем диетологу понимание того, насколько пациент искренен в рассказе о себе и своих проблемах, какой у него настрой, как он относится к предложениям доктора?

Предположим, пациент рассказывает вам о своих попытках выдерживать диету. По его словам, получается, что то, что вы ему назначили, он свято соблюдал. И все это не работает и не помогает. Вам бы хотелось знать, правду ли говорит пациент о своих безмерных усилиях? Ведь если он откровенен, то вам нужно изменить свои рекомендации, а если нет, то рекомендации останутся в силе, а вам стоит поработать с мотивацией пациента.

Другая ситуация — вы делаете назначение, и пациент согласно кивает. Он действительно готов его выполнять или у него осталась масса сомнений и он просто стесняется задать дополнительные вопросы? Если сомнения есть, мало шансов, что пациент будет делать то, что обещал. И необходимо эти сомнения выявить и разрешить.

Итак, реальное эмоциональное состояние пациента в момент беседы и степень его искренности — значимая информация. Поэтому важно уметь ее распознавать и оценивать достоверность.

В этой статье мы рассмотрим один из важнейших инструментов распознавания эмоционального состояния — невербальную азбуку, умение читать жесты, позы и мимику человека.

Основы невербальной азбуки

Многие исследователи показывают огромную роль невербальных проявлений в распознавании эмоционального состояния собеседника.

Например, по мнению Альберта Меграбяна, слова обеспечивают всего 7 % контакта, доверия, впечатления. Намного больше — до 38 % — зависит от того, КАК эти слова произносятся, то есть от паравербальных характеристик. А основная часть, 55 % контакта, доверия, общего впечатления — это невербальные характеристики: мимика, жесты, позы, движения, дыхание (см. схему 1).

Схема 1. Каналы восприятия.

Схема 1. Каналы восприятия

 

Парадоксальна эта информация лишь на первый взгляд. На самом деле наше сознание, и даже в большей степени подсознание, поступает очень мудро, сильнее доверяя тому, что человек в меньшей степени может контролировать. Слова мы способны контролировать лучше всего, интонацию и тембр — хуже, а невербалику, особенно микродвижения глаз и рук, еще хуже.

Что вам легче контролировать: свои слова или мысли? Так вот мысли, особенно невысказанные, проявляются в микродвижениях. Поэтому мимика, жесты, позы отражают мысли гораздо правдивее слов. И если возникает расхождение между словами и телесными проявлениями, вывод — неосознанно — будет делаться на основании последних.

Далее в статье:

Верю или не верю?

Правда на лице

Типичные внешние проявления эмоций

  • Радость
  • Горе
  • Гнев
  • Страх
  • Сомнение, неуверенность
  • Уверенность и компетентность
  • Критическая оценка
  • Скука
  • Неодобрение
  • Откровенность
  • Нейтральное и заинтересованное отношение

Ошибается ли «детектор лжи»?

Где правда?

Что дальше?