Безалкогольные газированные сахаросодержащие напитки: структура потребления и влияние на состояние здоровья
Проблема влияния на здоровье человека чрезмерного употребления сахаросодержащих газированных напитков за последние десятилетия привлекает большое внимание врачей и ученых всего мира. Многочисленные исследования в области нутрициологии доказали значение нарушений структуры питания в развитии алиментарно-зависимых патологий, таких как сахарный диабет 2-го типа, сердечно-сосудистых и ряда онкологических заболеваний, важным этиологическим фактором которых является избыточная масса тела и ожирение.
Проблема мирового масштаба
Безалкогольные углеводсодержащие напитки являются значимым источником добавленного сахара в рационе, и результаты большинства зарубежных исследований доказывают их роль в развитии многих кардиометаболических нарушений.
В систематическом обзоре, включающем пять проспективных когортных исследований (Институт превентивной медицины, исследовательский отдел по диетологии, Германия), в которых изучалось влияние потребления подслащенных напитков на повышение риска развития сердечно-сосудистых нарушений, была обнаружена прямая связь с повышением артериального давления, триглицеридов, холестерина ЛПНП и глюкозы в крови, а для липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) была обнаружена обратная связь.
Источник: Keller A., Heitmann B. L., Olsen N. sugarsweetened beverages, vascular risk factors and events: A systematic literature review. Public Health Nutr. 2015, 18, 1145–1154.
В последних опубликованных результатах анализа научных исследований (СшА) приводятся следующие расчеты сердечно-сосудистых рисков по сравнению с употреблением сахаросодержащих напитков менее одного раза в месяц:
- потребление от 1 до 4 раз в месяц было связано с повышенным риском на 1 %;
- от 2 до 6 раз в неделю — с повышенным риском на 6 %;
- 1–2 раза в день — на 14 %;
- 2 или более в день — с риском на 21 % и выше.
Источник: malik V. s., Li y., Pan A., de Koning L., schernhammer e., Willett W. C., Hu F. B. Long-Term Consumption of sugarsweetened and Artificially sweetened Beverages and risk of mortality in Us Adults. Circulation2019, 139, 2113–2125.
20 % населения США ежедневно потребляют сахаросодержащие напитки
Согласно обзору состояния здоровья и питания (NHANES), примерно 20 % населения США потребляют сахаросодержащие напитки ежедневно.
Следует отметить, что потребление сладких газированных напитков населением РФ несколько ниже, чем во многих странах мира.
В российской Федерации
Специалистами ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» был проведен анализ с использованием анкетно-опросного метода на выборке 11 850 лиц обоего пола в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в 24 крупных городах 8 федеральных округов РФ. Анализ данных показал, что практически во всех федеральных округах Российской Федерации достаточно близкие значения показателей по количеству и частоте потребления сладких газированных напитков.
Практически во всех округах складывается следующая ситуация:
- примерно пятая часть населения из числа лиц, употребляющих газированные сладкие напитки, редко их потребляет (1–3 раза в месяц);
- от 11 до 13 % данной категории лиц употребляли указанные напитки практически ежедневно — до 5–6 раз в неделю.
Таким образом, расчеты показали, что в различных федеральных округах России около 5–8 % населения различного возраста и пола употребляют сладкие газированные напитки с достаточно высокой частотой. На рисунке 1 представлена ситуация в процентном соотношении на примере Центрального федерального округа.
5–8 % населения РФ потребляют сахаросодержащие газированные напитки с достаточно высокой частотой
Следует отметить тот факт, что наиболее высокий уровень потребления сахаросодержащих напитков был отмечен среди молодежи, в группах населения от 12 до 17 лет и от 18 до 30 лет.
Далее в статье:
Рис. 1. Частота потребления безалкогольных газированных напитков в центральном округе РФ
Generation П
Механизм привыкания
О безалкогольных напитках в целом
Напиток с соком или морсом
На растительном сырье
Классификация
Что в составе?
Сколько добавленного сахара?
Альтернатива сладкой газировке
Соки
Ферментированные напитки
Домашние лимонады
Кофе, чай
Минеральная вода
Правильная реклама
Маркировка XXI века
Обучение выбору