В субъектах Российской Федерации
Работа с нормативной документацией
Мониторинг выполнения норм лечебного питания
Внедрение передовых технологий
В федеральных округах
Главные внештатные специалисты в федеральных округах Российской Федерации, так же как и главный внештатный специалист-диетолог МЗ РФ, привлекаются к работе на добровольных началах (см. Приложение № 2 к Приказу Минздрава России от 23.09.2013 № 655 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации»).
В соответствии с Приказом Минздрава России от 30.12.2014 № 959 «О списке главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации» в своей работе специалисты должны руководствоваться Приложением о главном внештатном специалисте МЗ РФ в федеральном округе, утверждаемым приказом Минздрава России от 23.10.2013 № 655. В этом нормативном правовом акте подробно изложены основные задачи, функции и права специалистов. Также указаны подразделения, объекты, с которыми они должны взаимодействовать в ходе работы, среди них отмечены и главные внештатные специалисты-диетологи субъектов Российской Федерации.
Деятельность главных внештатных специалистов-диетологов в федеральных округах осуществляется под непосредственным руководством главного внештатного специалиста-диетолога МЗ РФ. Ежегодно, до 15 ноября текущего года, они должны представлять ему отчеты о проделанной работе.
В субъектах Российской Федерации
В отличие от коллег из федеральных округов, деятельность главных внештатных специалистов- диетологов субъектов Российской Федерации не регламентируется каким-либо приказом Минздрава России. Для организации их работы необходимо провести анализ нормативных документов и на основании ниже перечисленных приказов разработать систему формирования их деятельности. Разработанная система организации работы специалистов может быть выполнена в виде ведомственного приказа или постановления правительства субъекта Российской Федерации.
- Приказ Минздрава России от 25.10.2012 № 444 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации» (в ред. приказов Минздрава России от 21.06.2013 № 400, от 23.05.2014 № 236, от 11.03.2015 № 94), приложение № 2 «Положение о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральном округе Российской Федерации».
- Приказ Минздрава России от 23.09.2013 № 655 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации».
Ниже представлены ссылки на примеры формирования нормативных документов в ряде субъектов.
- Приказ Департамента здравоохранения Костромской области от 12.08.2008 № 404 «О главных внештатных специалистах департамента здравоохранения Костромской области».
- Приказ Комитета здравоохранения Волгоградской области от 04.02.2015 № 376 «О главных внештатных специалистах комитета здравоохранения Волгоградской области».
- Постановление Минздрава Астраханской области от 18.03.2013 № 30 П «О главных внештатных специалистах министерства здравоохранения Астраханской области».
- Приказ Минздравсоцразвития Тульской области от 19.04.2012 № 518-осн «О работе главных внештатных специалистов департамента здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области».
В тексте формируемого приказа или постановления рекомендуется как составить должностную инструкцию (утвердить ее этими документами), так и рассмотреть подробно все важные вопросы. Так, в положении о деятельности главного внештатного специалиста по диетологии должны быть освещены основные положения, в том числе включающие требования к главному внештатному специалисту.
Требования к специалисту
Главным внештатным специалистом по диетологии назначается врач-диетолог:
- имеющий высшую или первую квалификационную категорию или ученую степень и обладающий организаторскими способностями;
- выбираемый из числа врачей-диетологов, имеющих высшую квалификационную категорию и стаж работы в сфере здравоохранения не менее 10 лет;
- осуществляющий трудовую деятельность в системе здравоохранения субъекта Федерации на постоянной основе;
- обладающий следующими профессиональными качествами: знанием действующего законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, наличием организаторских способностей, аналитического мышления, владением навыками делового письма.
Оплата работы
Один из основных вопросов, который интересует главных внештатных специалистов, — это оплата работы.
По решению руководителя управления здравоохранения субъекта Федерации главный внештатный специалист может организовывать свою работу (получать заработную плату) на основе контракта с органом управления здравоохранением или получать стимулирующие выплаты по основному месту работы за расширение своих обязанностей. Как правило, главным специалистом-диетологом назначается врач-диетолог областной (республиканской, краевой) больницы.
Пример Тульской области
Максимально детально прописан порядок оценки деятельности и меры материального стимулирования главных внештатных специалистов в приложении 4 Приказа Минздравсоцразвития Тульской области от 19.04.2012 № 518-осн «О работе главных внештатных специалистов департамента здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области»:
- «3. Размер премирования главных специалистов департамента здравоохранения Минздравсоцразвития Тульской области и государственных учреждений здравоохранения Тульской области устанавливается комиссией Минздравсоцразвития Тульской области по оценке их деятельности (далее — комиссия) по результатам работы за предшествующий год, за полугодия текущего года на основании представленных отчетов, форма которых утверждается департаментом здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области.
- 4. Премии за напряженность в труде главным внештатным специалистам выплачиваются ежемесячно по основному месту работы в пределах средств, предусмотренных бюджетной сметой на содержание соответствующего учреждения на очередной финансовый год, за фактически отработанное время.
- 5. Критерии оценки деятельности главных внештатных специалистов утверждаются министерством здравоохранения и социального развития Тульской области (см. текстовую вставку „Критерии оценки работы“).
- 6. По итогам оценки комиссия направляет представления руководителям соответствующих государственных учреждений здравоохранения Тульской области:
- 6.1. На установление главным внештатным специалистам департамента здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области ежемесячных премий за интенсивность и напряженность труда в следующих размерах:
- до 10 баллов — 3 тыс. руб.;
- от 11 до 19 баллов (включительно) — 5 тыс. руб.;
- от 20 до 25 баллов (включительно) — 7 тыс. руб.;
- от 26 баллов и выше — 10 тыс. руб.».
Отдельным пунктом в приказе Минздравсоцразвития Тульской области № 518-осн указано, что руководители медицинских организаций, подведомственных Минздравсоцзащиты Тульской области, должны выплачивать надбавки главным внештатным специалистам департамента здравоохранения Минздравсоцразвития Тульской области в соответствии с приложением 3 к настоящему приказу (текст приложения 3 изложен в текстовой вставке «Критерии оценки работы»).
Система отчетности
Другой не менее важный вопрос, возникающий в работе специалистов, — как строится система отчетности.
Главный внештатный специалист субъекта Российской Федерации работает по плану, утверждаемому руководством органа управления здравоохранением, ежегодно отчитывается о его выполнении, подчиняется руководству соответствующего органа управления здравоохранением.
Образец отчета
В качестве примера предлагаем ознакомиться с формой отчета главного внештатного специалиста-диетолога субъекта РФ о состоянии профильной службы и проделанной работе за предыдущий год.
- Состояние службы по диетологии (по данным статистического отчета и в соответствии с проведенным анализом). Информация о реализации плана работы главного внештатного специалиста в отчетном году.
- Изменения, произошедшие в структуре службы за отчетный период.
- Анализ результатов лицензирования по службе.
- Основные показатели здоровья населения, связанные с деятельностью представляемой службы, их уровни, структура, динамика, прогнозирование на перспективу, сопоставление с данными по Российской Федерации (по относительным показателям).
- Организационно-методическая и лечебно-профилактическая работа, проведенная главным вне- штатным специалистом за отчетный период.
- Информация о выполнении главными врачами и медицинскими работниками медицинских организаций поручений главного внештатного специалиста-диетолога по улучшению состояния диетического лечебного и диетического профилактического питания.
- Информация об участии главного внештатного специалиста в выполнении комплексного плана мероприятий за предыдущий год (участие в подготовке, проведении и выполнении решений коллегии).
- Информация об участии в подготовке и реализации целевых программ, приказов, информационных писем и информационно- методических материалов (перечень мероприятий, документов).
- Информация о количестве и тематике проведенных конференций, семинаров и т. д. (наименование мероприятий и их количество).
- Информация о проверках, в которых участвовал главный внештатный специалист. Указать наименования регионов, медицинских организаций, цели и задачи проверок, число осмотренных пациентов и проведенных консультаций.
- Информация об участии главного внештатного специалиста в рассмотрении обращений граждан, организаций и органов государственной власти, поступающих по вопросам организации и качества оказания медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
- Информация о подготовленных и опубликованных статьях и выступлениях в средствах массовой информации.
- Предложения и план мероприятий по совершенствованию качества лечебно-диагностической работы по диетологии.
Критерии оценки работы
Приложение 3 к Приказу Минздравсоцразвития Тульской области от 19.04.2012 № 518-осн «Критерии оценки работы главных внештатных специалистов департамента здравоохранения министерства здравоохранения и социального развития Тульской области».
№ п/п |
Критерии |
Виды |
Оценка в баллах |
1 |
Ученая степень |
Кандидат наук Доктор наук |
1 2 |
2 |
Стаж работы |
До 5 лет 5–15 лет > 15 лет |
1 2 3 |
3 |
Квалификационная категория главного внештатного специалиста |
Нет Вторая Первая Высшая |
–1 1 2 3 |
4 |
Наличие плана работы |
Нет Да |
–1 1 |
5 |
Работа обществ специалистов по профилю |
Самостоятельная Секция |
2 1 |
6 |
Удельный вес специалистов, входящих в общество, секцию |
< 50 % 50–75 % > 75 % |
1 2 3 |
7 |
Частота заседаний общества, секции специалистов |
Ежегодно Ежеквартально Ежемесячно |
1 2 3 |
8 |
Удельный вес специалистов, входящих в общество, имеющих сертификат |
< 50 % 50–75 % > 75 % |
1 2 3 |
9 |
Удельный вес специалистов, входящих в общество, имеющих квалификационную категорию |
< 50 % 50–75 % > 75 % |
1 2 3 |
10 |
Укомплектованность службы специалистами |
< 50 % > 50 % |
1 2 |
11 |
Число проведенных семинаров, конференций, коллегий |
< 3 4–6 > 6 |
1 2 3 |
12 |
Выполнение плана выездов в курируемые лечебно-профилактические учреждения, участие в работе комиссий |
Нет Да |
0 2 |
13 |
Внедрение стандартов оказания медицинской помощи по профилям |
Нет Да |
0 2 |
14 |
Внедрение порядков оказания медицинской помощи |
Нет Да |
0 2 |
15 |
Профилактическая работа в службе |
Нет Да |
0 2 |
16 |
Процент необоснованных отказов пациентам, направленным на высокотехнологичную медицинскую помощь |
> 4 % < 4 % |
0 1 |
17 |
Внедрение новых методик и технологий в работе службы |
Нет Да |
0 1 |
18 |
Активное участие в разработке маршрутизации больных при оказании медицинской помощи по профилю службы |
Нет Да |
0 1 |
Пример Волгоградской области
Как пример организации работы главных внештатных специалистов можно представить приказ комитета здравоохранения Волгоградской области. В целях повышения качества оказания медицинской помощи населению Волгоградской области, рационального использования ресурсов здравоохранения, совершенствования методического руководства и деятельности медицинских организаций Волгоградской области, руководствуясь Приказами Минздрава России от 25.10.2012 № 444 «О главных вне- штатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации», от 23.09.2013 № 655 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации», Приказом комитета здравоохранения Волгоградской области от 04.02.2015 № 376, утверждено Положение о главном внештатном специалисте комитета здравоохранения Волгоградской области согласно приложению 1 к настоящему приказу и состав главных внештатных специалистов комитета здравоохранения Волгоградской области согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Из регионального приказа
Приложение 1 к Приказу комитета здравоохранения Волгоградской области от 04.02.2015 № 376 «Положение о главном внештатном специалисте комитета здравоохранения Волгоградской области»:
- «1. Настоящее Положение регламентирует деятельность главных внештатных специалистов комитета здравоохранения Волгоградской области (далее — главный внештатный специалист).
- 2. Персональный состав главных внештатных специалистов определен приложением 2 к настоящему приказу с учетом номенклатуры главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.10.2012 № 444 „О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации“.
- 3. Деятельность главного внештатного специалиста осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Волгоградской области, Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, нормативно-правовыми актами комитета здравоохранения Волгоградской области и настоящим Положением на добровольных началах.
- 4. Основными задачами главного внештатного специалиста является участие:
- 4.1) в разработке стратегии развития соответствующего медицинского направления в регионе и тактических решений по ее реализации, в том числе в разработке предложений по реструктуризации системы здравоохранения Волгоградской области, оптимизации коечного фонда, формированию кадровой политики;
- 4.2) подготовке проектов законов, нормативно-правовых актов по профилю службы в пределах компетенции комитета здравоохранения Волгоградской области;
- 4.3) проведении конференций, научно-практических семинаров для медицинских работников;
- 4.4) внедрении порядков и стандартов оказания медицинской помощи;
- 4.5) внедрении новых методик оказания медицинской помощи в практику системы здравоохранения региона;
- 4.6) разработке и реализации государственных программ;
- 4.7) иных мероприятиях, предусмотренных законодательством.
- 5. Главный внештатный специалист имеет право:
- 5.1. На внесение для рассмотрения комитетом здравоохранения Волгоградской области перечня мероприятий по совершенствованию организации оказания медицинской помощи профильного направления в Волгоградской области.
- 5.2. На подготовку и участие совместно со специалистами комитета здравоохранения Волгоградской области в областных совещаниях, научно- практических конференциях и семинарах.
- 5.3. На проработку со специалистами комитета и подготовку проектов информационных писем комитета здравоохранения Волгоградской области — методических рекомендаций по отдельным вопросам работы профильных медицинских служб региона.
- 5.4. На осуществление взаимодействия с главными врачами государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области по согласованию с комитетом здравоохранения Волгоградской области.
- 5.5. На получение медицинских статистических данных по профилю службы.
- 6. Главный внештатный специалист обязан:
- 6.1. Участвовать в разработке территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по профилю службы по требованию комитета здравоохранения Волгоградской области.
- 6.2. Участвовать в утвержденных комитетом здравоохранения Волгоградской области составах рабочих групп, комиссий, советов, коллегий, предоставлять и докладывать на заседаниях рабочих групп, комиссий, советов, коллегий, а также по требованию комитета здравоохранения Волгоградской области сводную информацию по профилю службы.
- 6.3. Формировать годовой план работы профильной службы региона и представлять его на согласование в комитет здравоохранения Волгоградской области, участвовать в подготовке годового плана работы комитета здравоохранения Волгоградской области.
- 6.4. Принимать участие в рассмотрении обращений граждан.
- 6.5. Осуществлять организационно-методическую работу с государственными учреждениями здравоохранения Волгоградской области.
- 6.6. Разрабатывать методические рекомендации, проекты приказов комитета здравоохранения Волгоградской области по отдельным вопросам профильной службы.
- 6.7. Участвовать в выездах в медицинские учреждения в целях оказания организационно-методической помощи.
- 6.8. Предоставлять ежегодно до 20 декабря текущего года отчет о результатах работы службы в комитет здравоохранения Волгоградской области.
- 6.9. Участвовать в заседаниях профильных комиссий Министерства здравоохранения Российской Федерации, возглавляемых главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
- 7. Главный внештатный специалист организует свою работу в соответствии с ежегодным планом, сформированным в соответствии с пунктом 6.3 настоящего Положения.
- 8. Главный внештатный специалист несет ответственность за исполнение обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством».
Основные задачи специалиста
Назначение и освобождение главного внештатного специалиста-диетолога осуществляется в установленном порядке и в соответствии с условиями контракта. Главный внештатный специалист-диетолог в своей работе руководствуется должностной инструкцией, Положением о главных внештатных специалистах, утвержденным приказом органа управления здравоохранением, приказами и указаниями органа управления здравоохранением субъекта Федерации, действующим законодательством РФ.
Основными задачами главного внештатного специалиста по диетологии являются разработка и проведение мероприятий, направленных на улучшение организации и повышение эффективности лечебного и профилактического питания в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, внедрение в практику медицинских учреждений новых методов исследований и лечения, организационных форм и методов работы, внедрение новых технологий, рациональное и эффективное использование материальных и кадровых ресурсов.
Вышеперечисленные задачи включают в себя ряд направлений деятельности. Это разработка стратегии развития соответствующего медицинского направления в регионе и тактических решений по ее реализации, в том числе в разработке предложений по повышению эффективности работы системы здравоохранения, оптимизации расходов, формированию кадровой политики.
Одной из задач является подготовка проектов приказов, нормативно-правовых актов по организации диетологической службы в регионе. Важным разделом в деятельности главного специалиста- диетолога является проведение конференций, научно-практических семинаров для специалистов, участвующих в организации лечебного и профилактического питания.
Все эти задачи связаны с внедрением порядков и стандартов оказания медицинской помощи, новых методик оказания медицинской помощи в практику системы здравоохранения региона, разработкой и реализацией территориальной программы «Здоровое питание».
Главный внештатный специалист-диетолог в соответствии с возложенными на него задачами обязан принимать участие в разработке комплексных планов по развитию и совершенствованию курируемой службы, анализировать состояние и качество службы в территории, принимать необходимые решения по оказанию практической помощи.
Работа с нормативной документацией
Важным разделом работы главного внештатного специалиста- диетолога субъекта РФ является подготовка нормативно-распорядительных документов, предложений в вышестоящие органы управления здравоохранением и другие инстанции по развитию и совершенствованию диетологической службы.
В целях контроля за реализацией нормативных требований при организации диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях главный внештатный специалист-диетолог обязан проводить мониторинг ряда показателей (см. табл. 1).
Мониторинг выполнения норм лечебного питания
Контроль выполнения норм лечебного питания в медицинских учреждениях, в том числе потребности медицинских учреждений в специализированных продуктах питания смесях белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексах, должен проводиться в виде мониторинга выполнения среднесуточного набора продуктов питания (см. пример мониторинга выполнения норм лечебного питания по основному варианту стандартной диеты в электронной версии журнала www.praktik-dietolog. ru, в разделе «Полезные материалы») в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» (зарег. в Минюсте России 05.07.2013 № 28995).
При выявлении отклонений от выполнения нормативных показателей при проведении мониторинга главный специалист обязан представить данную информацию руководителю органа управления здравоохранением для проведения внеплановой проверки в конкретном медицинском учреждении.
Внедрение передовых технологий
Главный внештатный специалист-диетолог должен обеспечить тесное взаимодействие с другими диагностическими службами и клиническими подразделениями с целью расширения возможностей и повышения уровня диетического лечебного и диетического профилактического питания. Содействовать внедрению в работу медицинских учреждений новых технологий лечебного питания, достижений науки и практики в области диетологии, эффективных организационных форм и методов работы, передового опыта, научной организации труда.
Участие в разработке тарифов
Важный раздел работы главного специалиста-диетолога — это участие в работе комиссий по формированию программы государственных гарантий оказания медицинской помощи при разработке и утверждении тарифов на оказание медицинской помощи. Необходимо выделить основные направления этой работы:
- Контроль за финансовым обеспечением выполнения норм лечебного питания по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
- Внесение предложений по формированию структуры тарифа на оплату медицинской помощи в соответствии с расходами на приобретение продуктов питания, в том числе специализированных (смесей белковых композитных сухих, смесей для энтерального питания).
- Внесение предложений по формированию тарифа на оплату консультативной медицинской помощи врачей- диетологов в соответствии с порядком оказания медицинской помощи по специальности «диетология».
Строгий контроль
Для обеспечения высокого качества и эффективности лечебного питания в медицинских организациях главному внештатному специалисту-диетологу необходимо внедрять современные методы управления качеством, в обязательном порядке включающие непременное выполнение нормативно-правовой базы, информатизацию рабочих мест и процесса организации лечебного питания, проводить непрерывное обучение персонала, участвующего в организации и проведении лечебного питания.
С этой целью следует принимать участие в экспертной оценке работы медицинских учреждений в части организации диетологической службы, участвовать в проведении аттестации врачей-диетологов и медицинских сестер диетических, принимать участие в разработке перспективных планов по повышению квалификации врачей-диетологов и медицинских сестер диетических, осуществлять взаимодействие с профильной ассоциацией специалистов по актуальным проблемам совершенствования службы.
Таблица 1. Порядок проведения мониторинга
№ |
Показатель |
Характеристика показателя |
1 |
Безопасности питания |
Уровень обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности питания |
2 |
Технология питания |
Соблюдение гигиенических требований к ассортименту продуктов и технологии приготовления блюд |
3 |
Соблюдение норм лечебного питания |
Составление семидневного меню стандартных диет, применяемых в медучреждении, в соответствии с нормами лечебного питания |
4 |
Белковая коррекция рациона |
Включение в рацион питания смесей белковых композитных сухих |
5 |
Витаминизация блюд |
Обеспечение профилактики витаминной недостаточности |
6 |
Пищевая ценность и калорийность стандартных диет |
Соблюдение требований к пищевой ценности и калорийности стандартных диет |
7 |
Пищевая ценность и калорийность специализированных диет |
Соблюдение требований к пищевой ценности и калорийности специализированных диет |
8 |
Пищевая ценность и калорийность индивидуальных диет |
Соблюдение требований к пищевой ценности и калорийности индивидуальных диет |
9 |
Режим приема пищи |
Недопущение длительных перерывов между отдельными приемами пищи, особенно между ужином предыдущего и завтраком последующего дня |
10 |
Соблюдение утвержденного семидневного меню |
Включение в меню ежедневно мяса или рыбы, зерновых продуктов (крупы, макаронных изделий), хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, молочных продуктов, сахара; еженедельно по семидневному меню — остальных продуктов |
11 |
Эффективность работы Совета по лечебному питанию |
Анализ работы Совета по лечебному питанию |
12 |
Доля финансовых средств на питание в общей структуре расходов |
Сведения по расходу финансовых средств на продукты питания |
13 |
Контроль закупочной деятельности |
Заключенные государственные (муниципальные) контракты, договоры (до 100 тыс. руб.) на поставку продуктов питания. Соответствие объема закупки продуктов питания нормам потребления и фактическим расходам |
14 |
Мониторинг среднезакупочных цен в регионе |
Мониторинг цен на продукты питания |
Права специалиста
Помимо обязанностей, главный внештатный специалист-диетолог имеет определенные права, которые также должны быть прописаны в должностных инструкциях, такие как внесение для рассмотрения органом управления здравоохранением перечня мероприятий по совершенствованию организации оказания медицинской помощи по диетологии, участие в областных совещаниях, научно-практических конференциях и семинарах.
Внештатный специалист-диетолог имеет право совместно со специалистами органа управления здравоохранением участвовать в подготовке проектов информационных писем, методических рекомендаций по отдельным вопросам диетологии. Он также имеет право в получении необходимых медицинских статистических данных по профилю службы.
Работа главного внештатного специалиста-диетолога субъекта Российской Федерации осуществляется под непосредственным руководством главного внештатного специалиста-диетолога Министерства здравоохранения Российской Федерации.