автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

автор: А. Ж. Моносова к. псх. н.,учредитель, директор по развитию тренинговой компании Ars Vitae, г. Москва

Достаточно часто российские ученые, общественные деятели, врачи-диетологи в своих выступлениях на медицинских конференциях, конгрессах, посвященных здоровому питанию, освещают тему профилактической диетологии, в частности организации питания человека вне дома. Это направление наиболее актуально, поскольку большую часть своего времени современный человек проводит на работе, где и совершает основные приемы пищи (обед, полдник, достаточно часто и ужин). Как правило, у работающих людей не хватает времени на полноценный обед или ужин, под рукой не всегда есть продукты или блюда, необходимые для здорового питания, поэтому они перекусывают на ходу и не всегда полезными продуктами. В итоге неправильное питание отражается на здоровье человека, следовательно, на его работоспособности. Тем не менее, решить проблему с питанием на работе возможно, но не без участия врача-диетолога. И главное заинтересованное в этом лицо — работодатель.


В настоящее время у многих работодателей развивается подход к здоровью сотрудников как к важнейшей компетенции XXI в. Это происходит потому, что, во- первых, увеличивается сложность задач, что требует от сотрудников высокого уровня работоспособности, а во-вторых, растет количество профессиональных и общих стрессоров, ведущих к ухудшению психологического и физического состояния людей. И именно поэтому многие работодатели уделяют особое внимание здоровью своих сотрудников — внедряют программы здоровья, занимаются организацией питания на своих предприятиях. Некоторые из них привлекают специалистов — врачей-диетологов. Для медиков эта сфера деятельности новая, пока еще не изученная, но весьма перспективная.

В этой статье мы расскажем о том, как эффективно внедрять программы здоровья в компаниях с различной корпоративной культурой.

Требуется диетолог

Начнем с определения. В Уставе ВОЗ понятие «здоровье» рассматривается не только как биологическая категория, но и как социальная: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Следовательно, и программы здоровья, внедряемые на предприятиях, должны быть направлены на эти три блока: физическое здоровье, психологическое здоровье и социальное благополучие.

В настоящий момент наиболее развитым является направление «физическое здоровье», к которому относится организация питания на предприятиях.

Среди множества программ здоровья, направленных на организацию питания в столовых, пищеблоках предприятий либо кейтерингах, встречаются и такие, в рамках которых особое внимание уделяется организации именно здорового питания. Например, в компании «Нестле Россия» есть менеджер по здоровому питанию, обучающий и консультирующий сотрудников, а компания Gift Solutions оплачивает часть расходов, если сотрудник покупает здоровый обед — суп, салат.

Эти и другие подходы к организации питания сотрудников, безусловно, будут эффективнее, если работодатели учтут рекомендации профессиональных диетологов. Не за горами время, когда предприятия будут активно привлекать специалистов в области питания к решению этих вопросов.

Может быть, сегодня такой вид занятости врача-диетолога покажется многим фантастичным. Но позвольте привести пример со специалистами по персоналу: пятнадцать лет назад казалось невероятным, что каждая компания будет привлекать специальных людей, занимающихся персоналом — мотивацией, приверженностью, обучением. Сегодня это норма, и исключения из нее редки. Пройдет немного времени, когда все работодатели окончательно осознают важность роли врача-диетолога на своем предприятии.

О заинтересованности работодателя

Как мы уже отметили, сегодня у многих работодателей, в особенности у представителей частного бизнеса, формируется подход к здоровью сотрудников как к важнейшей компетенции XXI в.

Конечно, и 50 лет назад говорили о важности работоспособности — проводили исследования, развивали НОТ (научную организацию труда). Однако сегодня под работоспособностью понимается нечто большее, чем просто выход на рабочее место и в заданном темпе выполнение нужных операций. Сегодня мы говорим о том, что выполнять стоящие перед сотрудниками сложные задачи возможно, когда для этого достаточно сил, энергии, мотивации; сотрудники способны сосредоточиться на необходимом, запоминать нужную для работы информацию, быстро обучаться; успешно противостоять физическим и психологическим стрессам.

Актуальность программ здоровья для работодателя обусловлена также и такими факторами, как внешнее давление власти, общества, мотивация сотрудников и, конечно, экономическая выгода (см. табл. 1).

Таблица 1. Факторы, определяющие актуальность программ здоровья для работодателя

Фактор Западная модель Россия
Внешнее давление — власти, общества 1987–1993 гг. Начало 2000 г.
Экономическая выгода 1992 — наст. время 2005 — наст. время
Мотивация сотрудников Нет данных 2004 — наст. время

Примечание: даты указаны по обзору Leon J. Warshaw, Jacgueline Messite (западная модель) и анализу документов и обсуждений в Интернете (Россия)


Экономическая выгода складывается из следующих статей:

  • Предотвращение потерь производительности труда из-за невыхода сотрудника на работу по болезни.
  • Сокращение суммы выплаченных медицинских страховых платежей из-за снижения числа обращений (в компаниях, предоставляющих сотрудникам услугу добровольного медицинского страхования).
  • Увеличение работоспособности здоровых сотрудников.

В обзоре журнала «Кадровик. Кадровый менеджмент» (2010, № 11) «Здоровье персонала — „головная боль“ работодателя?» автор В. Коновалова приводит такие данные: «Мировая практика показывает, что правильно организованное управление здоровьем сотрудников позволяет снизить заболеваемость в коллективе на 40–50 %, количество дней нетрудоспособности — на 20 %, повысить выявляемость хронических заболеваний — на 10–15 % и в результате уменьшить средний срок временной нетрудоспособности на 30 %.

По данным британской страховой компании Bupa, производительность труда здоровых людей выше на 20 %, что сулит сотни миллионов долларов дополнительных доходов».

Итак, сегодня есть понимание того, что компании, в которых работают здоровые люди, гарантированно успешнее тех, в которых сотрудники обладают низкой работоспособностью, набором хронических и острых заболеваний.

Хотите больше информации по вопросам диетологии?
Приобретите информационно-практический журнал «Практическая диетология» в электронном или печатном формате!

КУПИТЬ

Направления работы

Сотрудники, отвечающие в компаниях за персонал в целом либо ответственны за его здоровье (представители медицинских служб), пытающиеся сделать более решительные шаги для внедрения программ здорового питания, сталкиваются как с непониманием руководства, так и с сопротивлением сотрудников.

Непонимание руководства напрямую связано с незнанием/неучетом указанных выше важных аспектов:

  • данных по экономике здоровья (это доказывают реакции руководителей на статистические данные);
  • степени влияния факта заботы организации о здоровье сотрудников на мотивированность этих сотрудников;
  • значимости различий в результатах работы сотрудников с высокой и низкой работоспособностью.

Сопротивление сотрудников существенно связано с их отношением к своему здоровью. При этом важно учитывать как ряд общих стереотипов психологии здоровья, так и специфические особенности российского менталитета.

Единого подхода к поддержанию здоровья в организациях в настоящее время нет. Ситуация осложняется огромным разбросом:

  • в факторах влияния профессиональной среды: темпа, неопределенности, скорости изменений, физических условий;
  • отношении к заботе о здоровье в различных организациях — от офисов крупных городов до цехов промышленных градообразующих предприятий.

Таким образом, инициаторы программ здоровья (организации здорового питания на предприятиях) сегодня решают две глобальные задачи: убедить в необходимости организации таких программ руководителей (лиц, принимающих решения) и вовлечь в участие в программах сотрудников.

После того как работодатель принял решение о внедрении программы здоровья и приобщил к этому врача-диетолога, вопрос вовлеченности сотрудников все еще остается открытым. Частично решение этого вопроса ложится на печи специалиста в области питания.

О том, какие методики лучше применить врачу-диетологу в общении с новым форматом «пациентов», мы расскажем в рубрике «Кабинет психолога».