Определение
Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.
Источник: «Психологический словарь», под. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Издательство «Прайм-Еврознак», 2007 г.
Вред манипуляции
Манипуляция принципиально отличается от руководства, воспитания, консультирования тем, что ее цели не только скрыты (это бывает и при других перечисленных формах воздействия), но и учитывают только нужды манипулятора. Объект манипуляции служит только средством достижения целей, его потребности не учитываются, поэтому ему может быть причинен вред.
Масштаб этого вреда может быть колоссальным: от относительно мелких неприятностей, таких как выполнение чужих обязанностей без психологического и материального вознаграждения, до самых катастрофических последствий — неприятия себя, разрушенной личной и профессиональной жизни, болезней.
Манипуляция очень вредна также и манипулятору, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Потому что он тратит много сил на организацию манипуляции. И может получить отпор, после которого трудно будет выстроить конструктивные отношения. А самое страшное то, что со временем он теряет умение, а затем и возможность строить конструктивные отношения.
Слабые места
У каждого человека есть точки уязвимости, которыми может воспользоваться манипулятор.
Автор фундаментальных трудов по психологической манипуляции Харриет Брейкер отмечает в своей книге «Кто дергает за ниточки, или Как не позволить манипулировать собой» (2005 г.): «Манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости („кнопки“), которые могут существовать в жертвах:
- страсть к удовольствиям;
- склонность к получению одобрения и признания окружающих;
- эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;
- нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать „нет“;
- неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
- низкая уверенность в своих силах;
- внешний локус контроля».
Зная свои слабые места, мы можем защитить себя от манипуляции. У всех людей они разные. Кто-то не может сопротивляться, если «давят на жалость», а кому-то опаснее провокация «на слабо». Понаблюдайте, какие точки могут сделать лично вас уязвимым для манипуляции.
Определяем манипулятивные роли
Чтобы определить, какие виды манипуляций наиболее опасны для вас в вашей врачебной практике, давайте познакомимся с теорией, основанной на уже знакомом вам транзактном анализе (см. журнал «Практическая диетология» № 4 за 2012 г., стр. 70, статья «Диалог с пациентом»).
Занимая ту или иную психологическую позицию (Родителя, Взрослого, Ребенка), люди оказываются в следующих ролях участников манипулятивного взаимодействия: Жертва, Преследователь, Спасатель. Эта модель называется «Треугольник Карпмана», названа так по имени ученого, ее описавшего. Стивен Б. Карпман — ученик Э. Берна, выдающегося американского психолога и психиатра (известного прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа), сын ученика З. Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр. В апреле 1968 г. он опубликовал в американском издании “Transactional Analysis Bulletin” свою статью “Fairytales and script drama analysis” («Сказки и анализ сценарной драмы анализа»), в которой дал описания психологических игр с помощью своего терапевтического треугольника.
Итак, давайте рассмотрим, как взаимодействуют роли (Жертва, Преследователь, Спасатель) в игре под названием «Да, но…», с которой часто сталкиваются врачи.
Пациент: Доктор, я так хочу снизить давление и обходиться без таблеток!
Доктор: Тогда вам нужно прежде всего придерживаться диеты.
Пациент: Да, конечно, но я уже много раз пробовал, срываюсь, и становится еще хуже.
Доктор: Давайте распишем диету, которую вы сможете соблюдать.
Пациент: Да, это было бы здорово, но вы ведь соль мне запретите, а я без нее буквально в обморок падаю.
Доктор: Вы сможете снижать количество соли постепенно.
Пациент: Да, это можно, наверное, попробовать, но я такая раздражительная на диете, муж злится, я так ведь семью разрушу…
Пациент здесь играет роль Жертвы, провоцируя врача на роль Спасателя, а мужа назначая на роль Преследователя. Этот диалог может длиться вечно, если доктор включится в игру манипулятора и, движимый наилучшими побуждениями, начнет защищать Пациента от себя самого, ситуации и мужа.
Игра «Да, но» никогда не приводит к результату, потому что целью Жертвы является не выздороветь, а доказать всем, что его ситуация тяжела и неразрешима. От этой «тяжелой» ситуации Жертва получает свои бонусы (сочувствие окружающих, признание того, что такой больной человек не может выполнять обязанности, и т. д.). В борьбе за эти бонусы пациент хорошо вооружен: на его стороне социальная желательность помогающего поведения врача и окружающих и абсолютная социальная неприемлемость возложения ответственности за болезнь на пациента.
Прямое сообщение «Вы не соблюдаете рекомендации, потому что вам выгодно оставаться больным» может вызвать взрыв негодования не только у пациента и его родственников, но и у коллег и общества в целом. Поэтому мы не будем делать такие прямые провокационные сообщения, а используем более тонкие психологические методы, которые разберем далее.
Рис. 1. Треугольник Карпмана
Тонкости сценария
Вернемся к ролям. Они в тре- угольнике могут меняться. Например, вернувшись домой, Жертва опишет врача как Преследователя, провоцируя мужа стать Спасателем. Или, не получив от врача поддержки, перейдет в роль Преследователя, сделав врача Жертвой. И наверное, вскоре появится Спасатель.
Если же врач примет роль Спасателя, то он не избежит другой беды — не справившись с ситуацией (помните — она в данном формате неразрешима), перейдет в роль Жертвы и пойдет жаловаться коллегам на неблагодарность (бестолковость, ограниченность) пациента. Пациент окажется в этом сюжете Преследователем, а коллега-слушатель, если соблазнится возможностью благородно проявить сочувствие, — Спасателем
Как не допустить развитие подобных сценариев? Ответ достаточно прост: не поддавайтесь манипуляции и не включайтесь в игру! Ни в какой роли.
Хотите больше информации по вопросам диетологии?
Приобретите информационно-практический журнал «Практическая диетология» в электронном или печатном формате! !
Спасение от манипуляции — в ваших силах
Разберем алгоритм защиты от манипуляции.
Во-первых, будьте внимательны к сигналам, которые дает вам манипулятор и ваше тело.
В действиях собеседника вас должны насторожить:
- неконгруэнтность слов и действий;
- стремление навязать роль: «Вы, как женщина, должны меня понять»;
- попытки вынудить вас что-то сделать на ходу, не подумав;
- намеки на угрозы: «Вы же понимаете, что я говорю только из уважения к вам, мне бы очень не хотелось, чтобы информация дошла до главврача…»;
- неожиданное нестандартное поведение (ухаживание либо придирки).
В своем состоянии обязательно отметьте:
- резкое и непонятное ухудшение настроения;
- обиду, чувство вины;
- стремление вести себя вежливо в ущерб себе.
Во-вторых, при малейших признаках психологической манипуляции делайте паузу. Этим вы задержите автоматические реакции и выиграете время.
В-третьих, выходите из ситуации манипуляции. Для этого вам нужна собственная Взрослая позиция и вопросы.
Можно начать с открытых нейтральных вопросов о факте, которые выводят собеседника на позицию Взрослого. Мы их уже разбирали. Если собеседник не является заядлым манипулятором, этого может хватить для перевода ситуации в конструктивное русло.
Но если он опытный манипулятор, то понадобятся антиманипулятивные вопросы. Их суть — не дать вовлечь себя в ситуацию манипуляции, оставаться снаружи и вытаскивать собеседника.
Итак, техника «Антиманипулятивные вопросы».
Вопросы, направленные на прояснение сути дела:
- С какой целью вы обратились ко мне с этим вопросом?
- Что вы имеете в виду, когда говорите о…?
- Какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) вы имеете в виду?
- Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
- Что именно вы считаете неконструктивным?
- Почему вы решили, что я боюсь?
- Чего я мог бы здесь испугаться?
- А других объяснений моего отказа вы не находите?
- На чем основываются ваши подозрения?
- Почему вы сделали именно такое предположение?
- Проверяли ли вы эту информацию?
- Что случится, если…?
Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:
- Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?
- О чем в действительности вы хотите меня попросить?
- Что вы хотите этим сказать?
Ответы и сообщения:
- Да, это было мое решение.
- Результаты будут известны через две недели.
- Нет, я отказался поддержать ваше предложение.
Предложения по существу дела:
- Предлагаю обсудить факты.
- Предлагаю наметить план действий.
- Сформулируйте еще раз свой вопрос.
Задавайте вопросы спокойно, неэмоционально, доброжелательно. Потому что манипуляция — скрываемое нападение и, будучи вскрытой, может перейти в открытое нападение. Нейтральность вашего противодействия поможет избежать возникновения этого риска.
Мудрость стратегии
В завершение этой статьи желаю вам, уважаемые врачи, обязательно защищаться от манипулирования. Не давайте использовать себя, потому что это никому не принесет пользы, только значительный вред. Тренируйтесь распознавать и прекращать психологическую манипуляцию и, что может быть еще труднее, останавливать собственные стремления манипулировать. Даже если в целях защиты или если кажется, что так быстрее, проще и «всего один раз». В стратегическом плане манипуляция проигрывает.
Уважаемые читатели, присылайте описание случаев, произошедших в вашей врачебной деятельности, которые вы хотели бы обсудить с позиции психологии. Мы разберем их в следующих номерах журнала.
С книжной полки
О психологических играх подробнее читайте в книге Э. Берна «Люди, которые играют в игры». Также наиболее интересными, на мой взгляд, книгами по этой теме являются «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Эверетта Шострома, «Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» и «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е. Л. Доценко.
// ПД